Технологии запоминания информации. Техники запоминания информации. Таблетки для улучшения памяти и внимания

С того момента, как хомосапиэнс спустился с дерева, взял палку и начал обустраивать ареал своего обитания, перед ним возникла потребность в накоплении опыта и передаче его подрастающему поколению.

До появления письменности, информация передавалась в устной форме от отца к сыну. В связи с этим возникала необходимость в использовании техник, которые помогали бы запоминать большие объемы информации.

За это время, человечество придумало огромное количество техник запоминания, начиная от рифмования новой информации, заканчивая продвинутыми мнемоническими приемами и методами.

В данной статье мы поговорим о плюсах и минусах некоторых из них. А также порассуждаем о том, какой должна быть эффективная система запоминания.

ВАЖНО: Суть любой техники запоминания сводиться к созданию связей между запоминаемой информацией.
Почему так? Читаем статью «Как устроена наша память?» .

Итак, начинаем.

Техника запоминания №1. Рифмование

Исходя из названия я думаю вам понятно о чем идет речь. Суть метода сводится к составлению стихов из запоминаемой информации. В данном методе есть несколько существенных недостатков.

Во-первых, у вас должен быть талант А.С. Пушкина для того чтобы зарифмовать, например, последовательность из нескольких десятков цифр. Во-вторых, данный метод не предназначен для скоростного запоминания большого объема информации.

Из плюсов... . Пожалуй, только развитие поэтических навыков.

Пример:
а) Нужно запомнить последовательность цифр 8,9,3,4,6,7,2,4,5.
Для этого составляем рифму.
Восемь, девять, три, четыре
Я один в своей квартире
Шесть, семь, два, четыре, пять
Я иду тебя искать

Техника запоминания №2. Составление истории или рассказа

Данный метод прост в применении и не требует специальных навыков. Суть его сводиться к составлению рассказа в котором в качестве действующих лиц будут зрительные образы, связанные с запоминаемой информацией.


Например, вам нужно запомнить тот же самый список покупок - молоко, сыр, батон, яблоки, мыло. Для этого мы составляем рассказ в котором главными героями будут продукты из нашего списка.

Пример:
Представьте...
Вы открываете дверь в магазин и … тут, вас подхватывает волна молочной реки, которая вытекает из открытых дверей. Вам чудом удается ухватиться за кусок сыра, проплывающий мимо. Держась за спасительный сыр, вы доплываете до необычного острова, на котором, вместо листьев на деревьях, растут батоны. Вы чувствуете что голодны, подбираете с земли камень, чтобы попробовать сбить батон, и тут, камень превращается сочное красное яблоко. Вы удивлены. Подносите яблоко ко рту и хотите попробовать его на вкус. Кусаете и понимаете, что у вас во рту кусок мыла. Морщитесь. Отбрасываете его в сторону.

Вот такая история у нас получилась. Немного бредовая, но свою задачу она выполняет. Список покупок мы запомнили.

У этого метода есть особенность - чем необычнее будет история, тем лучше вы ее запомните. Теперь о достоинствах и недостатках этого метода.

Плюсы:
- прост в применении;
- не требует специальной подготовки;
- достаточно универсален.

Минусы:
- большие временные затраты;
- ограничение в объеме запоминаемых данных (например, список из 20 или 30 элементов будет сложно запомнить).

Техника запоминания № 3. Составление фраз по первым буквам

С этой техникой запоминания информации вы знакомы со школьной скамьи. Для запоминания цветов радуги вам предлагали выучить такую фразу: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По сути, в этой фразе закодирована последовательность цветов - Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый.

Данная техника имеет ограниченное применение. В основном она применяется для запоминания последовательности абстрактных понятий, которые невозможно представить в виде зрительных образов. Например, список состоящий из слов: любовь, счастье, мир, благодарность, уважение, лучше запоминать при помощи данной техники. Так как, эти слова не имеют зрительных образов. Во всех остальных случаях, целесообразно использовать другие техники.

Техника запоминания № 4. Метод Цицерона

Данная техника имеет много названий «Метод Цицерона», «Метод мест», «Дорога Цицерона», «Метод локации» и т. д. Этот метод имеет давнюю историю и является одной из самых древних техник запоминания информации.


Суть данной техники сводится к следующему. Вы выбираете хорошо знакомое помещение. Выделяете предметы, которые находятся в помещении. Причем в определенной последовательности по часовой или против часовой стрелки. Например, в помещении по часовой стрелке находится стол, книжный шкаф, кровать, телевизор, тумбочка.

В последствии, при запоминании списка, мы мысленно накладываем образы запоминаемых вещей на выделенные предметы интерьера.

Молоко мы размещаем на столе. На полке книжного шкафа у нас будет лежать сыр. На кровати укрытый одеялом:) лежит батон. Из экрана телевизора свисает ветвь с яблоком, а на тумбочке лежит кусок мыла.

Соединяя образ с предметом интерьера, мы мысленно фиксируем связь на 5 секунд. После этого переходим к следующему образу.

В последствии, для того чтобы вспомнить список продуктов, мы мысленно перемещаемся по комнате по заранее определенному маршруту от одного предмета к другому.

В отличии от предыдущих техник, данный метод имеет много достоинств и эффективно используется во многих современных системах запоминания информации.

Во-первых, это высокая скорость запоминания информации. При условии, что вы заранее сформировали систему вспомогательных образов на которые в последствии будет фиксироваться новая информация.

Во-вторых, объем запоминаемой информации ограничен только количеством предметов интерьера - вспомогательных образов. А их количество безгранично, т. к. вы можете постоянно расширять объем вашей пространственной памяти.

Итак, в данной статье представлены некоторые из техник запоминания информации. Каждая из них имеет положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, эффективная система запоминания информации включает в себя лучшее из каждой техники.

Авторские техники запоминания информации

Это достаточно обширная область, которая включает в себя как узкоспециализированные, так и универсальные методики запоминания информации.

Узкоспециализированные техники максимально адаптированы для работы с определенным видом информации: числа, карты, иностранные языки и т.п. Такие техники имеют проработанные шаблоны образов, которые позволяют значительно повысить скорость запоминания информации. Подобные методики применяются участниками соревнований по скоростному запоминанию, либо специалистами узкой профессиональной области.

Универсальные методики мнемотехники позволяют работать с разнообразными видами информации, что более предпочтительно в повседневной жизни. Поняв общие идеи и принципы работы памяти вы можете сформировать собственную технику запоминания информации, которая будет полностью адаптирована под ваши особенности и потребности.

Если вы хотите освоить универсальную ЭФФЕКТИВНУЮ авторскую систему запоминания информации рекомендую обратить внимание на раздел

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Непроизвольное запоминание

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  • сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  • то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
  • раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);
  • раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
  • то, что более всего связано с потребностями данного человека;
  • то, что является объектом активной деятельности.

Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Произвольное запоминание

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и .

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

  • осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  • выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
  • выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  • содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  • эмоционально- эстетическая насыщенность материала;
  • возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  • установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
  • материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Мнемотехника

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания — мнемотехника (искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Так, со школьных лег всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Произвольная память — целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь три-четыре изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловлена ретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим, соответственно, от последующих и предшествующих воздействий).

Фактор края

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние — хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края .

Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже — третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку — «ахиллесову пяту» конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера, с тем чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Вот как звучит, например, первое четверостишие стихотворения Н. М. Языкова «Муза»:

Богиня струн пережила

Богов и грома и булата.

Она прекрасных рук в оковы не дала

Векам тиранства и разврата.

Трудно запомнить перечень из 18 разнообразных предметов. Но перечисление покупок героя «Мертвых душ» Ноздрева не оказывается слишком сложным для запоминания. В этом нам помогает сам автор, который осуществляет необходимую контрастную организацию перечня. «Если ему [Ноздреву] на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду — насколько хватало денег».

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействий, подтверждается явлением реминисценции (лат. reminiscentia — воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел: 10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов,которые испытывают проактивное и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, т. е. включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Рис. 1. Приемы организации произвольного мнемического действия

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта — основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 248163264128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его построения (рис. 1).

Произвольное запоминание образного материала также облегчается выявлением принципа его организации (рис. 2).

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые «припоминают» большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение «Иванов колол сахар», то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: «Иванов колол сахар щипцами». Этот феномен объясняется непроизвольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

Итак, память не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

Рис. 2. Запомните и воспроизведите в такой же последовательности этот ряд фигур (задание можно выполнить лишь при установлении принципа расположения фигур)

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания. Воспоминание — отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием . Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями . Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений — их обобщенность и фрагментарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются тс стороны объекта, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представления — обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные. Представления — более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли. Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления — обобщенно и опосредованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату прошлого. И только специально организуемая контрольная деятельность — сопоставление, критическая оценка — приближает реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения — продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.

Материал запоминается в контексте деятельности человека. Прежде всего в памяти откладывается то, что было наиболее актуально, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и чем завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие — затрудняющие факторы деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особенности индивида.

Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти — узнавание отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и конформности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого события, объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, пространственном и временном смешении событий или их фрагментов, утрировании, акцентировании личностно значимых сторон события, смешении функционально однотипных объектов.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона событий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категориально-понятийное) поле индивида. Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является «слспком» этих воздействий. Степень расхождения представлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

Интенсивно функционирует и за порогом сознания. В настоящее время она моделируется с помощью электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хранение информации, тогда как память человека — постоянно самоорганизующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно воспринимавшейся и логически переработанной информации.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетическими (от греч. eidos — образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов — персеверация (лат. perseveratio — упорство).

Память базируется на тех психических процессах, которые совершаются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответственно и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по структурно- смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен). Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

По расчетам известного кибернетика Дж. Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей многотысячной армии. А. А. Алехин мог играть по памяти (вслепую) с 40 партнерами одновременно.

Некто Э. Гаон знал наизусть все 2,5 тыс. книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи выдающейся образной памяти людей художественного типа. В. А. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались композиторы Л. К. Глазунов и С. В. Рахманинов. Художник Н. Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он видел лишь однажды.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем памяти. При этом необходимо дисциплинировать интеллект — выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о «пифагоровых штанах» и о «каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан» свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти: у одних людей сильна словесно-логическая память, у других — образная; одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует использовать явление реминисценции.

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Несомненно, что в процессе развития и роста человека память, как и другие психические функции, проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас слов разговорной речи.

Изучение памяти детей до 4-летнего возраста проводится мало. Сведениями о первых годах жизни ребенка мы обязаны повседневным систематическим наблюдениям, которые производились исследователями этого возраста.

Память у детей можно заметить уже на первом году жизни . Наблюдения показывают, что первоначальная функция памяти связана с врожденными инстинктивными реакциями, например с реакциями на осязательные и на вкусовые раздражения губ. Эти реакции протекают по типу безусловных рефлексов и представляют собой то, что можно было бы назвать наследственной памятью. Проявляются они уже в первые часы жизни ребенка. В дальнейшем ребенок начинает реагировать на приготовления к процедуре кормления: это то, что может быть уже названо условным рефлексом.

Из разнообразных проявлений памяти первым, бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений. Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Это выражается в улыбке ребенка при виде матери, няни, знакомого предмета и в удивлении при попадании в незнакомую обстановку. Уже на первом году жизни, начиная с 3- 4 месяцев, ребенок узнает небольшой круг предметов и лиц в течение очень короткого промежутка времени после восприятия. Дальнейшее развитие этой способности идет в двух направлениях. Во-первых, узнавание становится возможным через все больший интервал после восприятия. Так, на втором году жизни интервал времени достигает уже нескольких недель, на третьем году нескольких месяцев, а на четвертом - больше года. Во-вторых, постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает: со второго года дети узнают привычную обстановку и предметы, а на третьем году помнят однократно воспринятые впечатления, например человека, случайно посетившего семью. В этом возрасте особенно ярко запоминаются эмоционально окрашенные события приятного и неприятного свойства, например ребенок узнает через несколько недель врача, причинившего ему боль.

Со второго года у детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо его названия. Так, ребенок годовалого возраста, забросив мяч на диван, через час помнит, где он находится. У полуторагодовалого ребенка воспоминания всплывают уже через более длительный период времени, примерно через день. Эти воспоминания в раннем детстве представляют уже следующую после узнавания фазу развития памяти и отражаются в рассказах детей о пережитом.

Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучают ребенка выполнять необходимые действия: одеваться и раздеваться, мыть руки перед едой, пользоваться вилкой и ложкой, соблюдать чистоту. Все это требует запоминания. В младшем дошкольном возрасте, до 3-4 лет (точнее с двух до пяти лет), ребенок приобретает огромный запас слов обыденной речи. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку. Дети любят играть роль проводников в часто посещаемых местах. Они способны запоминать стихотворения, тексты, песенки. Однако заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда - меньшей возможностью использования ассоциаций, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания.

В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цели запоминать что-либо и поэтому, как указывает А. А. Смирнов, «не столько они запоминают то или иное, сколько оно само запоминается у них». Своей памятью дети удивляют нас лишь в тех случаях, когда то, что ими запоминается, связано с их интересами, воздействовало на них эмоционально, поразило. Именно это и служит у детей основой быстрого и легкого запоминания. Усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер. Сознательное запоминание и заучивание формируется, как правило, с начала школьного возраста. Тем не менее можно добиться усвоения определенного материала и в более раннем возрасте. Так, Гиллет производил опыты над своим двухлетним сыном, показывая ему ежедневно несколько цветных картинок, изображающих птиц и животных. На 24 день ребенок запомнил названия всех показанных ему птиц, а через 21 день - 52 названия животных.

Определение самого раннего возраста, с которого возможно припоминание, затруднительно и обычно основывается на воспоминаниях взрослых о своем детстве. В литературе встречаются только отдельные указания на возможность запоминания в возрасте 6-8 месяцев, одного года, полутора лет . Но все это основано на единичных наблюдениях. Отмечено, что при перемене места жительства в четырехлетием возрасте большинство детей не помнит места прежнего своего проживания. По-видимому, пятый год нужно считать в среднем первым годом более или менее удовлетворительного запоминания. Начиная именно с этого года, впечатления детства сохраняются на всю жизнь. Впрочем, имеется большое количество наблюдений о первых отрывочных воспоминаниях, связанных с событиями второго и третьего года жизни. Так, проведенный психологами опрос большой группы студентов показал, что у 22,5% опрошенных первые воспоминания относятся к возрасту до трех лет, у 45,3% - к трем-четырем годам, у 32%-к возрасту старше четырех лет. Следует отметить, что эти ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны, немногочисленны. Обычно речь идет о двух-трех отдельных воспоминаниях, относящихся к раннему детству. Что касается более или менее систематизированных воспоминаний, то они начинаются с более позднего возраста: у 7,3% они относятся к пяти годам, в 23,4% к пятишести, у 28,2% к шести-семи и, наконец, у 41,7% испытуемых они отмечены начиная только с возраста в семь-десять лет.

Значительные изменения в развитие памяти ребенка вносит поступление его в школу. К числу таких изменений относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т. е. количества предметов, которое нужно запомнить после однократного восприятия. При необходимости запомнить один и тот же материал ребенок дошкольного возраста тратит больше времени и делает больше повторений, чем в школьном возрасте.

Объем памяти у старших детей увеличивается. Но наиболее существенные перемены происходят в качественных особенностях их памяти. Одной из главных таких перемен является переход от непроизвольного запоминания, типичного, как уже указывалось, для более раннего возраста, ко все более произвольным запоминанию и припоминанию. Занятия, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, заставляют запоминать не только непроизвольно, но и целенаправленно. К концу дошкольного периода ребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию. Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь в дальнейшем развивает его.

Обучение требует, кроме того, сознательного запоминания. В первую очередь образуются связи чисто словесные. Постепенно развивается логическая смысловая память, которая доминирует в старшем школьном возрасте. Как указывает А. А. Смирнов, совершенно неверны утверждения некоторых психологов, что до подросткового возраста память детей будто бы носит механический характер. В действительности дело обстоит иначе. Экспериментальные исследования показывают, что разница между взрослыми и детьми заключается не в том, что дети старшего, дошкольного и младшего школьного возраста запоминают механически, а в том, что, запоминая осмысленно, они опираются больше на наглядно воспринимаемые связи между предметами и явлениями. Кроме того, дети такого возраста не владеют еще достаточным опытом запоминания, не знают еще, что нужно делать, чтобы способствовать заучиванию. Они могут, например, группировать мысли, когда такая задача специально ставится перед ними, придумывать заглавия отдельным частям текста и даже составить план материала, но не могут пользоваться всем этим как средством запоминания без указаний учителя.

Психологи накопили большой экспериментальный материал о запоминании в школьном возрасте. Прежде всего неоднократно исследовались возможности непосредственного воспроизведения. Полученные данные определенно говорят о слабости непосредственного воспроизведения у детей в начале школьного периода, об улучшении его в более старшем школьном возрасте. Однако еще в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Повседневные наблюдения вполне согласуются с такими представлениями. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не в состоянии запомнить материалы без повторения. Это противоречит распространенному мнению, будто дети способны лучше заучивать, чем взрослые. Эксперименты с заучиванием даже элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений, и следовательно больше времени, для безошибочного воспроизведения. Однако дети дольше удерживают в памяти более медленно заученное, т. е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше.

В литературе, кроме того, имеются указания, что отдельные виды памяти развиваются у детей с различной быстротой. Опытами установлена последовательность этого развития. Так, у мальчиков вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее - память на пережитые эмоции. У девочек имеются некоторые отклонения от этой последовательности: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и также на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.

По имеющимся данным, зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков. Отмечается также разница в темпе развития памяти у тех и других в различные возрастные периоды: до 10 лет мальчики впереди девочек; между И и 14 годами развитие памяти у девочек, в среднем, идет лучше. Начиная с 14 лет мальчики догоняют девочек и часто обгоняют их. Однако нельзя считать это правилом, так как наблюдается много исключений.

Трудно решить вопрос о возрасте, когда функция памяти достигает расцвета. Психологи высказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессирование способности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследования известного русского психиатра С. С. Корсакова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает. Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнего возраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого также нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет; поэтому и память в этом периоде отличается наибольшей восприимчивостью. Однако биографии многих замечательных людей и факты повседневной жизни убедительно показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и памяти. И. П. Павлов до последних дней своей жизни (86 лет) продуктивно трудился и обогащал науку. Гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет дал человечеству свое бессмертное творение - «Фауст». Известный немецкий писатель Цвейг отмечал, что Лев Толстой сохранял до преклонного возраста острое зрение, ясный слух, исключительно хорошее обоняние. Великолепным, непоколебимым остался ум. Искрилась речь. Острая память хранила каждую деталь.

Наиболее полное развитие памяти совпадает с самым активным и творческим периодом в жизни человек а, когда имеется значительный запас знаний, который создает большие возможности для различного рода ассоциаций, прежде всего логически-смысловых. Имеет значение активное участие человека в жизни, сложившиеся интересы к определенному роду деятельности, области знания, искусству, музыке, к вполне осознанным задачам. Все это поддерживает известное эмоциональное напряжение, которое, несомненно, является благоприятной базой для наиболее полного проявления функции памяти у взрослого человека.

В преклонном возрасте отмечается ослабление памяти. Старческая особенность памяти - забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь в отдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовые навыки, забываются иностранные языки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконец, память привычек.

Примером такой потери памяти могут служить последние годы жизни знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея. На склоне лет он не узнавал своих книг, утратил все профессиональные знания.

Впечатления детских лет сохраняются дольше всего. У полиглотов раньше забываются наиболее поздно выученные языки. Известен такой случай. В одной из больниц Нью-Йорка умирал глубокий старик. Детство он провел на родине в Италии, юность во Франции, потом долго жил в Америке. И вот в начале заболевания он разговаривал по-английски, когда его состояние ухудшилось, он забыл английский язык и стал изъясняться по-французски, а в день смерти он говорил только по-итальянски.

Ослабление памяти в старости - явление довольно частое и вполне обычное. Гениальный композитор Бетховен, который, как известно, незадолго до смерти потерял слух, еще раньше начал страдать сильной забывчивостью. Но до конца своей жизни он сохранил необычайную память в области музыкального искусства. Так, например, он знал наизусть многие творения любимых композиторов. В то же время он не помнил имена своих близких родственников, однажды даже забыл свое собственное имя. Такая почти изолированная сохранность профессиональной памяти может объясняться, по-видимому, особой одаренностью композитора и направленностью его интересов, что придает запоминаемому яркую эмоциональную окраску.

Показано также, что в старческом возрасте изменяется структура памяти: раньше увядает механический компонент, слабеет непосредственное воспроизведение, фиксация текущего опыта и чувственная память. Таким образом, функции, возникшие раньше, первыми и ухудшаются. Удержанию материала в памяти, как уже указывалось, способствуют главным образом смысловые связи, а не механический компонент. В глубокой старости слабеют и внутрисмысловые связи.

В старческом возрасте люди обычно отходят от активной деятельности, что влечет за собой сужение круга интересов и разрыв многих жизненных связей. Этот возраст характеризуется, кроме того, снижением эмоциональности, уровня бодрствования и внимания, что, несомненно, неблагоприятно сказывается на функции памяти.

Наряду с указанными факторами, на ослабление памяти в преклонном возрасте оказывает влияние и ухудшение кровоснабжения мозга. В таких случаях в наиболее неблагоприятных условиях оказываются структуры мозга (гиппокамп), осуществляющие фиксацию нового опыта. Особенностями кровоснабжения мозга у стариков, наряду с перечисленными выше факторами, и объясняется преимущественное нарушение памяти на недавние события, в то время как память на события многолетней давности в значительной степени сохраняется.

В старческом возрасте отмечается еще один неблагоприятный фактор морфологического характера - уменьшение числа нейронов. Подсчитано, что головной мозг человека после 35-40 лет ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Уменьшается нейронная база памяти, хотя указанная потеря и не существенна для мозга, содержащего миллиарды клеток.

В заключение следует подчеркнуть, что в представленной схеме зависимости памяти от возраста имеется много исключений, особенпо в пожилом возрасте. Нередко прекрасная память сохраняется до глубокой старости, и ослабление ее в преклонном возрасте совершенно необязательно.

Похожие статьи

  • Нельзя дарить часы: объяснение народной приметы

    На первый взгляд, часы – замечательный подарок. Солидные наручные мужские часы или изящные женские ювелирные часики – памятный и полезный аксессуар, а настольные или настенные интерьерные часы – великолепное украшение для дома. Но не все...

  • Галя Моррелл: «Мы смотрим на жизнь людей их глазами Галя моррелл биография личная жизнь

    Рассказывает удивительную историю жизни Гали Моррелл. В свои 53 года эта жизнерадостная женщина танцует балет на дрейфующих льдинах! Она танцует босиком, в легком платье, в мороз, в Арктике. Иногда оступается и падает в ледяную воду. Но...

  • Маска козы, козла или козленка своими руками

    Словно из сказки они вышли: хитрые лисички и добрые мишки, снеговички и хрупкие мышки, красавицы-принцессы и благородные рыцари - какие же красивые у них наряды и маски! А Ты уже придумал, в каком образе будешь встречать Новый год?Или Ты...

  • Модные свадебные прически в греческом стиле и не только

    Кому из милых дам никогда не хотелось стать богиней хотя бы на несколько часов? Особенно, в такой важный день, как свадьба. При выборе образа для торжества мы всегда вспоминаем свадебные прически в греческом стиле, ведь что может...

  • Если не перечислили пенсию на карту Сбербанка: что делать и куда обращаться?

    Сбербанк - крупнейший российский банк по величине финансовых активов. Практически каждый житель страны пользуется услугами банка: кто-то получает на карту данной финансовой организации зарплату, а кто-то пенсию. Для удобства клиентов у...

  • Маленькие поздравления с 23 февраля

    С 23-м февраля! Сибирского здоровья, неисчерпаемой энергии, свершения всех задуманных планов и, конечно же, большой, взаимной и вечной любви! Красивые пожелания на 23 февраля короткиеЖелаю, чтобы счастлив был, Ведь ты недаром отслужил....